Если мы хотим достигнуть
какой-нибудь цели, то должны
прежде всего осознать эту цель.
К.Д.Ушинский
Специализированные классы выступают в качестве эффективного механизма не только для дифференциации образования, но и личностного профессионального самоопределения школьников.
Серьезным преимуществом таких классов является возможность понять, насколько ожидания учеников, их представление о будущей профессии соответствует реальности. А это позволит избежать её неправильного выбора.
В Вейделевской средней школе уже в течение нескольких лет успешно функционирует медицинский класс. С 2022-2023 учебного года в образовательной организации было принято решение об открытии педагогического класса. Да, пока это две десятиклассницы, которые решили связать своё будущее с педагогической деятельностью.
Обучение ведется по программе «Основы педагогики», которая разделена на два модуля: «Основы теории обучения» (10 класс) и «Основы теории воспитания» (11 класс). Помимо урочных занятий, на которых ученицы знакомятся с основными нормативно-правовыми документами в сфере образования, историей педагогики как науки, есть возможность углубить знания и на занятиях внеурочной деятельности. Курс называется «Профессия - учитель». Здесь можно освоить азы возрастной психологии, познакомиться с психологической структурой педагогической деятельности.
Одна из учениц педагогического класса выбрала тему итогового индивидуального проекта, связанного с педагогикой. Долго думали над формулировкой темы. Было несколько вариантов. Остановились, считаю, на очень интересном с практической точки зрения. Тему сформулировали так «Образ учителя глазами современных школьников».
Сейчас идёт активная работа над проектом. Ученица уже разработала два небольших опросника для выявления мнения старшеклассников Вейделевской школы. Первая анкета ориентирована на общее видение образа учителя, вторая - на личностное взаимодействие учителя и ученика.
Ещё одним важным моментом является подготовка к участию в Российской психолого-педагогической олимпиаде школьников имени К.Д.Ушинского. С ученицами разбираем различные педагогические ситуации, рассматриваем способы их решения, знакомимся с деятельностью известных педагогов, которые внесли существенный вклад в развитие отечественной и мировой педагогики.
Временный переход на дистанционное обучение, конечно, добавляет сложности. Но мы их стараемся преодолевать. На помощь приходит и возможность онлайн видеообщения на специальных платформах. Много девочкам приходится работать и самостоятельно.
Думаю, что в перспективе количество учеников педагогического класса будет увеличиваться, ведь профессия учителя сейчас как никогда актуальна, нужны высококлассные специалисты, а не временные «попутчики», которые, поработав год-два, уйдут из профессии, поняв, что ошиблись с её выбором. А педклассы как раз и будут способствовать осознанному выбору такой важной профессии, требующей не только хорошего знания своего предмета, но и любви и уважения к детям.
Донцова Ольга Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
ОГБОУ "Вейделевская СОШ"